Законодательство и тахограф

С тех пор, как была ужесточена ответственность за отсутствие тахографа -  своеобразного «черного ящика» на грузовом автотранспорте, отвечающего за регистрацию информации о скорости, маршруте, остановках и пр., у владельцев транспортных предприятий и а также водителей и владельцев грузовых автомобилей возник ряд вопросов, которые и были заданы экспертам.


Прежде всего возникает вопрос, что послужило причиной внесения поправок о необходимости повсеместного использования тахографов и в какой момент времени эти требования стали обязательными. Дело в том, что первые разговоры возникли еще более двух десятков лет назад, при принятии в 1995г. Закона «О безопасности дорожного движения». Именно тогда заговорили о необходимости непрерывного контроля за работой водителей большегрузов, скорости и соблюдении режима вождения и отдыха.

Если обратиться к европейскому опыту, то можно увидеть, что, благодаря повсеместному применению тахографов,  количество дорожных происшествий  сократилось на 22%. И, соответственно, сократилось количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, были сохранены тысячи человеческих жизней.

А по печальной статистике ГИБДД, в нашей стране в течение прошедшего года в различных ДТП погибли более 26 тысяч человек. Использование тахографа позволяет в большой степени снизить количество аварий, поскольку, при соблюдении необходимых мер по соблюдению как скоростного режима, так и контроля времени нахождения в пути от стоянки до стоянки, количество аварий по вине водителя неминуемо сократится.
Порядок применения и установки тахографов регулирует законодательство. Принят ряд законодательных актов, регулирующих необходимость использования и порядок установки этих контролирующих устройств.
Основным актом служит  вышеупомянутый закон, принятый в  1995 г. «О безопасности дорожного движения». Он послужил основополагающим документом, провозглашающим необходимость принятия повышенных мер по повышению безопасности водителей и пешеходов.

Спустя 7 лет данный Закон был дополнен положением о необходимости именно постоянной фиксации  параметров автомобиля, ни в коей мере не подлежащих корректировке. Это отражено в Законе 78-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Именно в этом документе, в статье № 20, отражен ряд положений, включающих в себя требования об обеспечении безопасности на дороге, касающихся юридических лиц, видом деятельности которых является эксплуатация транспортных средств.
В соответствии с этой статьей, упомянутым лицам безотлагательно предписывается оснастить свой автотранспорт средствами постоянного контроля, осуществляющими постоянную фиксацию сведений о движении.  Также в этой статье указываются требования к устанавливаемым тахографам, равно как перечислены виды транспортных средств, подлежащих обязательному оснащению тахографами.
Здесь можно вспомнить, что еще ранее, в 2009 году, впервые появились Правила, касающиеся использования тахографов, они были отражены в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении технического регламента безопасности колесных средств.»

А чуть позднее, в 2010 году, в технический регламент были внесены изменения, касающиеся транспорта категорий М2, М3, N2 и N3, относящегося к пассажирским и грузовым перевозкам, которые, согласно этому документу, также подпадали под обязательное оснащение средствами контроля. Министерство Транспорта РФ было назначено ответственным за порядок оснащения перечисленных  категорий автотранспорта тахографами.
Спустя еще год в действие вступает Приказ Министерства транспорта, регламентирующий оснащение транспортных средств техническими средствам контроля за соблюдением режима движения, но спустя некоторое время, его отменили, Заменив Приказом № 273.

И, начиная с января 2012 года тахограф становится устройством, которым в обязательной порядке должны быть оснащены как пассажирские транспортные средства, так и грузовики, перевозящие опасные грузы.
В настоящее время положено руководствоваться  такими документами, как Приказ Минтранса N 36 от 13 февраля 2013 г, в котором определены требования, обязательные к выполнению в плане оснащения тахографами, имеющими блок СКЗИ – средство криптографической защиты информации; Приказом Минтранса № 273 от 27.08.2013, определяющим даты обязательной установки  данных устройств на автотранспортные средства категорий М2, М3, N2, N3; и Приказ № 273, определяющий список  автомобилей, не подпадающих под обязательное оснащение тахографами.

К вопросу о датах обязательной установки: актуальной обязательной датой, к которой должно быть произведено безотлагательное оснащение, можно назвать только 01.01.2018г.  К этому времени должны быть оборудованы определенные виды транспорта, которые ранее были оснащены тахографами без СКЗИ,  также категории транспорта, включающие автотранспорт, служащий для перевозки пассажиров в количестве более 8 человек и водителя массой до 5 т и свыше 5 т, также грузового транспорта  от 3,5 до 12т и  транспорта выше 12 т., которые имеют в наличии тахограф ЕСТР  и транспортные средства указанных категорий,  которые до 11.03.2014 были оборудованы тахографами, отвечающими требованиям  технического регламента в соответствии с Постановлением правительства РФ от 10.09.2009.
А все категории, не попадающие в разряд вышеперечисленных, должны быть оснащены тахографами до 01.04.2015.

Но несмотря на установленные даты и прописанные в законодательстве принципы,  вопрос оснащения тахографами  транспортных средств получает новое развитие. В сентябре прошлого года Административный кодекс был дополнен поправками, вызвавшими широкий резонанс. Теперь должностные лица и водители транспортных средств, не  отвечающих требованиям законодательства в части оснащенности тахографами, получают штрафы. Одна-две тысячи рублей для водителя и 5-10 тысяч для должностного лица.
Также поставить это оборудование можно только в мастерской, указанной в официальном реестре установщиков, аттестованных надлежащим образом в соответствии с законодательством РФ, что документально должно быть подтверждено.

Установка тахографа производится в несколько этапов. Сначала осуществляется непосредственно монтаж устройства. Прибор обеспечивают питанием от аккумулятора, производят вывод GPS-антенны, затем подключается датчик контроля скорости и спидометр, причем именно в последовательности – датчик скорости-тахограф-спидометр.

Затем происходит так называемая активация – в память устройства вводятся сведения об автомобиле – марка, модель номер и т.д. На третьем этапе предусмотрена так называемая калибровка – измерение различных параметров транспортного средства – диаметр колес, высота протектора и пр., а потом уже на основании измеренных параметров производится настройка тахометра.
И в конце процедуры в прибор вставляется карточка водителя, после чего прибор полностью готов к использованию.

Законодательство и тахограф